Очень нужен подъёмный кран? Так давайте сделаем его. Малогабаритный, с поворотом и подъёмом стрелы, грузоподъемностью в два мешка цемент, или 30 штук кирпича, или 3 больших ведра бетона.
Я себе такой сделал, и теперь не представляю, как бы смог вдвоём с женой построить двухэтажный коттедж, площадью в 200 м2, если бы этого крана не было.
Вот тут чертежи, а ниже — подробное описание процесса.
Только сперва малюсенькое отступление: если кто ищет простой подъёмник для бруса или бревна, то загляните вот сюда.
Материалы для крана, в основном, нашлись в металлоломе. Покупать пришлось только подшипники, лебёдку, да заказать токарю детали поворотного механизма.
И ещё мне пришлось заплатить сварщику, так как сам я сварочные работы выполнять не могу, из-за некоторых проблем со зрением.
В общем этот кран обошёлся в 5 000 рублей, что не идёт ни в какое сравнение с тем объёмом работ, который мне удалось, с его помощью выполнить, ведь самый «дешёвый» подсобник, в нашем регионе, стоит 800 рублей в день.
Общий вид моего крана
Сразу оговорюсь, что в процессе эксплуатации, у моего крана выявились кое-какие недостатки, на которые я укажу, и посоветую, как их исправить. Так что Ваш кран, будет немного отличаться от моего.
Начнём с поворотного механизма
Состоит он из шести деталей, которые нужно заказать токарю, и двух подшипников.
Как видите, на чертеже нет размеров. Дело в том, что точный размер, как у меня, Вам соблюдать совсем не обязательно. Ведь кран мы делаем из подручного материала, и я не могу знать, какого размера швеллер или двутавр, или какая труба окажется у вас под рукой.
Чуть побольше, или чуть поменьше, в моей конструкции, никакой роли не играет. И вы поймёте это из дальнейших инструкций. А прикинув в общем, какие у вас есть материалы и детали, определите, какие размеры взять для изготовления поворотного механизма.
В механизме два подшипника. Вверху, между корпусом и основанием стоит опорный подшипник. Внизу, опять же между корпусом и основанием, стоит простой радиальный подшипник.
Вот под него нужно рассчитать внутренний диаметр корпуса, и наружный диаметр основания. Обе эти детали должны очень плотно войти в подшипник.
Вернее корпус должен быть насажен на подшипник, а основание — войти в него. Тем самым, обе эти детали, соединяются. Для более надёжной фиксации радиального подшипника, снизу на корпус накручивается гайка. Толщина резьбовой и подпорной частей гайки — на ваше усмотрение, но уж не меньше 3 мм.
Затем этот узел крепится к платформе болтом (у меня М 26), который притягивает основание к платформе.Таким образом получается, что платформа и основание — это неподвижная часть механизма, а корпус с гайкой — вращающаяся.
Теперь немного о том, что показала практика. К концу сезона, радиальный подшипник чуть-чуть прослаб, и в поворотном механизме образовался еле заметный люфт.
Но при длине стрелы в 5 метров, этот люфт, стал ощутимо заметен, поэтому рекомендую вместо радиального подшипника, установить ступичный, шириной 36 мм.
У нас в Казани, опорный и ступичный подшипники, можно купить за 500 рублей оба. И ещё чтобы затянуть болт, крепящий основание к платформе, нужен будет накидной ключ с удлинителем, и обязательно две шайбы — плоская и гровер.
Следующим узлом у нас будет стойка.
Для её изготовления потребуется кусок трубы (у меня d140), и четыре куска швеллера. Высоту стойки нужно прикинуть так, чтоб в готовом виде она была Вам как раз по это самое. Даже на сантиметр два пониже. Тогда будет удобно, при эксплуатации крана, крутить лебёдку.
Так как кусок трубы с ровно подрезанным торцом, Вам едва ли Бог пошлёт, придётся один торец подрезать самому. Для этого берём автомобильный хомут, или делаем хомут из полоски жестянки, и затягиваем его на трубе.
При затягивании, хомут будет стремиться как можно ровнее расположиться на трубе, и если ему в этом немного помочь (на глаз), то получиться достаточно ровная линия по окружности трубы, которую останется прочертить, потом снять хомут, и отрезать трубу по этой линии, болгаркой.
Затем, к этому ровному торцу трубы, приваривается платформа поворотного механизма. Теперь понятно почему я не дал размеры в чертеже? Поворотный механизм всё равно ведь придётся заказывать. А тубу можно и найти. Значит диаметр платформы, можно заказать по диаметру трубы.
Теперь ноги. Их нужно приварить так, чтоб стойка не заваливалась. Как это сделать? Во первых, их нужно нарезать одинаковой длины.
Затем подвесить трубу с приваренной платформой, пропустив верёвку в отверстие в центре платформы, и подставлять ноги к трубе наискосок, так чтоб в конце концов, труба осталась висеть ровно, а ноги, с четырёх сторон упирались в неё.
Как только равновесие будет найдено, нужно на глаз отчертить углы у швеллеров, которые упираются в трубу, и подрезать их болгаркой так, как показано на фото.
После подрезки углов, снова прислонить ноги к трубе, поймать равновесие, проверить рейкой и рулеткой, чтоб они образовывали ровный крест, и прихватить их сваркой. После прихватки ещё раз проверить крест, и можно приваривать.
Остаётся сделать сам опорный крест. Сделать его можно из любого жёсткого профиля. Поначалу была мысль поставить его на колёса из подшипников, но время поджимало, и до колёс дело не дошло, а так вообще-то было бы неплохо. Агрегат получился довольно таки тяжелый, и передвигать его приходилось с трудом.
Длина плеч креста, у меня 1.7 метра, хотя как показала эксплуатация, особо большой роли в устойчивости крана, этот крест не играет. Основную устойчивость обеспечивает равновесие, о котором мы ещё поговорим.
Крест не приварен к ножкам, а прикреплён болтами с гайками М 10. Сделано это для удобства возможной транспортировки. Усиление ножек сделано в расчёте на установку колёс, но до них дело так и не дошло, хотя мысль всё таки установить их, ещё есть.
Стойка с поворотным механизмом готова, теперь займёмся платформой крана, на которой будут установлены противовес, лебёдки, и стрела. На платформу у меня нашёлся полутораметровый двутавр, шириной 180 мм. Но думаю под неё можно использовать и швеллер, и даже брус 150 х 200.
Сначала я даже и хотел применить брус, но так как нашёлся двутавр, то выбор остановился на нём. Платформа крепиться к корпусу поворотного механизма четырьмя болтами с гайками М 10.
Если вместо двутавра применить брус, то для него нужно будет сделать дополнительные площадки, сверху и снизу. Можно «обхватить» его двумя кусками швеллера, и стянуть всё болтами.
Но с болтами пока подождём, так как место крепления платформы к поворотному механизму, нужно будет подобрать по равновесию. То есть стрела крана, должна уравновеситься блоком для противовесов, и лебёдкой. То есть кран должен уверенно стоять на стойке, и не заваливался.
Следующим будет блок противовесов.
У меня он сделан из кусков того же швеллера, что и платформа, но сделать его можно из чего угодно, и как угодно. Главное, должен получиться контейнер, в который можно будет устанавливать грузы, чтоб по необходимости, можно было увеличить противовес.
Теперь про лебёдку. Лебёдка у меня установлена мощностью в 500 кг, с тормозом. И в очередной раз, как показала практика, такой мощности, для подъёма груза около 100 кг, оказалось недостаточно.
То есть поднять то его можно, но приходиться так налегать на ручку, что при подъёме на высоту более 5 метров, очень быстро устаёшь. Для такого крана нужна лебёдка на 1 — 1.5 тонны.
Предполагалась и вторая лебёдка, для подъёма стрелы, но именно в то время, объездив кучу магазинов и рынков, я смог найти только одну лебёдку с тормозом, которую Вы видите на фотографии. Поэтому вместо второй лебёдки, был сделан временный трос-растяжка, длина которого всё же меняется при помощи зажимов.
К сожалению, нет ничего более постоянного, чем времянка. Вам же рекомендую всё таки поставить вместо него лебёдку, и желательно червячную. Скорость у неё небольшая, и тормоз, хоть вверх хоть вниз — мёртвый. Что для стрелы и нужно.
Осталось сделать стрелу, чем и займёмся. Стрела состоит из крепления с валом, бруса 150 х 50, и наконечника со шкивом.
Сначала — корпус крепления. Его лучше сделать из куска швеллера.
Для вала сгодится любой кругляк, диаметром от 20 до 30 мм. Я например, отрезал кусок вала ротора, какого-то старого двигателя. Затем выгибаем в тисках, вокруг этого вала две скобы и крепим его к швеллеру, в который затем будет вставлен брус.
Покупаем два простых подшипника, с таким расчётом, чтоб они плотно насаживались на вал, а в корпусе крепления вырезаем посадочное место.
Как закрепить подшипники в корпусе, можно конечно пофантазировать. Помимо моего, наверное, есть ещё десяток способов. А у меня нашлась пластина эбонита, толщиной 10 мм., из которой я эти крепления и сделал.
Сама стрела представляет собой брус 150 х 50, длиной 5 метров. Он вставляется в швеллер шириной 80 мм и длиной 2.5 метра. Правда пришлось его немного подстрогать, чтоб он зашёл внутрь швеллера. У меня установлен швеллер, длиной 3.5 метра, но это только потому, что в то время не оказалось под рукой хорошего бруса, с маленькими сучками. Я просто перестраховался, чем, к сожалению, увеличил вес стрелы.
Брус к швеллеру крепиться стяжками, сделанными из металлической полосы, толщиной 3 мм.
На конце стрелы, нужно закрепить шкив для троса. У меня он сделан из колеса от сумки тележки. Для умелых рук, вариантов крепления шкива, думаю, полно. У меня сначала он крепился между двумя кусками фанеры, но затем я сделал крепление из швеллера.
Теперь можно собрать стрелу, если бы не одно «но». В процессе эксплуатации, скобы которыми вал крепиться к швеллеру, оказались слабоватыми. Поэтому я сделал для них усиление.
И ещё одно дополнение. У меня усиливающая деталь закреплена четырьмя болтами. Нужно добавить ещё два сверху, для большей жёсткость узла. Хотя мой нормально работает и с четырьмя болтами. А то давно бы добавил.
Теперь можно собрать всю платформу крана, то есть установить на неё лебёдку, под лебёдкой блок для противовесов, с другого конца — корпус подъёма стрелы со стрелой. Если есть, то вторую лебёдку, если нет, то трос растяжку, как у меня.
Всё это собирается в лежачем положении, и по завершении поднимается вертикально, на какую нибудь опору. Я, например положил друг на друга несколько поддонов, и поставил на них собранную платформу так, чтоб противовес свободно висел вниз.
Затем крепим поворотный механизм к стойке. Остаётся самое главное — установить платформу на стойку так, чтоб стрела и противовес уравновесили друг друга.
К сожалению, у меня не сохранилось фотографий конструкции, которую я для этого соорудил, ну попробую объяснить так.
Конструкция эта представляет из себя треногу с блоком вверху. Высота треноги, примерно, три метра. Делается она из бруса 100 х 50. Как Вы уже наверное догадались, платформу крана, в собранном виде, нужно подвесить и приподнять так, чтоб под неё можно было подставить стойку.
Подниматься платформа будет своей же лебёдкой. Для этого трос лебёдки пропускаем через блок, и зацепляем за корпус подъёма стрелы, который находиться на противоположном конце платформы.
Теперь, если работать лебёдкой на подъём, то вся платформа будет подниматься. Но во время подъёма, стрела, поднятая вверх, начинает заваливаться, поэтому нужно, или позвать пару помошников, которые будут фиксировать стрелу в вертикальном положении, или сделать ещё одну треногу (как это было у меня) с блоком, высотой 6 метров, и привязав к концу стрелы верёвку, попустить её через блок, и подтягивать при подъёме платформы.
Подвесив таким образом платформу, и подведя под неё стойку, можно опуская и приподнимая платформу, и двигая стойку, поймать положение, в котором противовес уравновесит стрелу.
В этом положении просверливаем 4 сквозных отверстия и крепим болтами платформу к стойке. Ну вот и всё. Кран готов. Можно приступать к испытаниям.
Ну и пару примеров эксплуатации:
Если в статье нет ответа на Ваш вопрос — задайте его в комментариях. Постараюсь как можно быстрее ответить.
Желаю трудовых успехов, а так-же возможности поднять и переместить всё что нужно и куда нужно.
https://sekretymastera.ru/nowosti/chertezhi-podyomnogo-krana/
Добрый день! Вышлите мне пожалуйста ссылку на чертеж. Заранее благодарен.
Добрый день, Сергей! Вышлите мне пожалуйста ссылку на чертеж.
Даже так! Ну что-ж, посмотрим, потом поделимся успехами.
Я планирую с берега работать. На ютубе много видео на тему чистки пруда драглайном, пруд небольшой. С виду достаточно небольшие и лёгкие конструкции достойно справляются.
Вот-вот — кран. Думаю мой кран для такого дела будет слабоват. И мой Прогресс будет легковат. Нужна будет платформа а-ля катамаран и более мощная конструкция крана. Но идея оч интересная!
Если удастся реализовать, обязательно скину Вам фотографии. Вообще самая сложная часть это как раз кран, ковш и тросы вторичны.
Добрый вечер Антон.
Чертежи отправил. Хотелось-бы посмотреть, что вы там задумали. Интересная идея. И для меня актуальная.
Добрый день! Спасибо за столько полезной информации. Хочу на вашу конструкцию приспособить драглайн для чистки озера. Очень жду чертежей.
Да чуть не забыл, полностью на все проценты поддерживаю Николая в начале этих отзывов….
(и моя ошибка-*нужна будет*) ….. Ещё раз спасибо.
Сергей, от всей души жму вашу руку и спасибо вам за ваш труд на изобретении и модернизацию вашего крана, мне он очень понравился и готов его сделать для себя, у меня сейчас стройка идет был примитивный кран который свою работу уже сделал, после чего пришлось его разобрать за что и ему огромное спасибо! Теперь нужен будет мобильная профессиональная версия, как ваша! Буду безмерно вам благодарен если вы и мне вышлите чертежи вашей версии этого мобильного крана. Безгранично вам благодарен!!!
Отправил
Сергей, голову сломал по поводу поворотного механизма. Сам собрал кран на радиальном подшипнике, но не выдерживает нагрузки и второй раз ломается. Был бы признателен, если вышлите чертежи, чтобы модернизировать свой поворотный механизм.
Отправил на почту.
«и я вышлю вам ссылку на страницу, где вы сможете их скопировать и распечатать если нужно».
можете ссылку скинуть
Пожалуйста. Видимо мы одновременно были на сайте, поэтому и оперативно получилось.
Сергей, спасибо большое за чертежи! Правда, даже не ожидал такой оперативности.Спасибо Вам большое! И желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Отправил
Крутая штука. Вышлите пожайлуста чертежи в строительстве очень пригодится.
Отправил
Сергей здравствуйте.Очень понравился Ваш подъемный кран.Сергей очень заинтересовало. Вышлите пожалуйста чертежи.Спасибо.
Наверно слабоват мой кран будет. Если по такому же принципу, но всё в несколько раз мощнее сделать?
В планах строить монолитный дом. Участок находится в труднодоступном месте для въезда подъемного крана. Бетон можно заказать на заводе. Надо решать задачу с подъемом. Дом в плане из трех этажей с цокольным этажом. Общая Высота 11 за метров. Крыша плоская. У нас зона высокой сейсмичности до семи баллов по шкале Рихтера. Буду признателен всем за советы. Вам большое спасибо за идею и подробный рассказ.
мы делали из зиловской ступицы вместе с диском приварили к швеллерам на гидроцилиндрах грузоподемность была около тонны
Добрый вечер Михей. Чертежи высылаю, но придётся вам додумывать что-то своё, так как для брёвен моя конструкция слабовата. Я попробовал бревно поднимать 6 м. 24 диаметр — заваливается кран.
Всё надо мощнее. И опоры пошире и лебёдку покруче, в общем такой как есть — это килограмм не 100 максимум, а бревно сырое раза в полтора больше весит.
А если конструкцию усиливать, то и ворочать её будет труднее.
Сергей очень заинтересовало. Хотим такой на нашей площадке для срубов. Вышлите пожалуйста чертежи. Может что доработаем. Раньше самодельный на тракторе была. Теперь не имеем такой возможности
Отправил
Большое спасибо за чертежи
Добрый день, Сергей!
Вышлите мне пожалуйста ссылку на чертеж.
Спасибо
Отправил на указанную почту
Здравствуйте очень понравилась ваша статья. Отправьте мне пожалуйста чертежи.
Отправил на почту.
Намечается стройка. Ступица от Тигуана есть. Глядишь да и соберемся собрать кран на ступице. Если можно и мне вышлите чертежи. Спасибо.
Отправил
Вышлите, пожалуйста, чертежи на почту lebedevaalex@mail.ru. Заранее спасибо.
Прошу выслать на мой е-майл чертежи Вашего крана. Заранее благодарен.
Отправил.
Добрый день!Отправьте,пожалуйста,чертежи крана Очень буду Вам признателен Спасибо
Отправил
Добрый день! Отправьте, пжлст, чертежи крана. Спасибо
Отправил чертежи на почту. Нарезать шестерню болгаркой — х-мм, надо попробовать
Очень простой вариант. Подобные материалы есть на любой площадке с металлоломом. Да и на даче часто есть половина всего необходимого. Спасибо за статью. Буду признателен за отправку чертежей.
Если есть подход к токарю, то можно сделать самому лебедку. Тип — червячная пара. Винт заказать токарю и диск шестерни, а зуб на шестерне нарезать болгаркой. Корпус из листа или уголка. При небольших объемах поливай маслом и будет счастье без подшипников.
"Пионер 1000" как раз подходит Вашим требованиям. Чертежи в свободном доступе у дядюшки Гугла.
Всё хорошо подробно описано.Есть мысль сделать похожий кран для разгрузки газо-силикатных блоков. Он должен быть передвижной на колёсах,поворотный,длина стрелы 3.5-5 м вес одного поддона около тонны.Может кто видел что-то похожее.Пишите буду рад вашему участию в проектировании.
А почему бы и нет. По моему классно получится, если подумать.
Можно поворотныйв механизм сделать из автомобильной ступицы например москвич?
Ишу подъемнк для стройки дома был рад и очень благодарен что не полинился сфоткал описал все Спасибо что родился
Спасибо что углядели. На память писал и ошибся. Больше никто не усмотрел. Видимо сразу идут в чертежи. Наружный диаметр опорного — 35.
Очень понравилось. Но из эскиза поворотного узла не понятно как можно собрать узел, если наружный диаметр
упорного подшипника 78 мм, а внутренний диаметр радиального — 45 ?
Спасибо. Обращайтесь если что.
Огромная благодарность за понятную, пошаговую инструкцию, за идею и блестящее исполнение. Вы молодец, не перевелись еще мастера с головой и руками, успехов Вам во всем.
И противовесов.
отличная мала механизация для частного строения и с малыми затратами.
подъем грузов можно увеличить за счет блоков шкивов и ручку подъёма больше. можно таль купить 1 тонна 500 кг. Ром. В. В. Дед.
Этим 2 мешка цемента, т.е. 100 кг, что меня вполне устраивает, так как при этом у него неплохая мобильность. Если Вам нужно больше, то подумайте вод над чем:
1. Нужна лебёдка большей мощности. На этом кране стоит на 500 кг, но при весе в 100 кг., она идёт уже трудновато.
2. Нужно увеличить блок противовеса, не по массе, а по объёму, чтоб можно было добавить в него больший вес.
3. Обязательно нужен ступичный подшипник. Радиальный работает, при весе более 100 кг (пробовал 130), начинает как-то подозрительно пощёлкивать при подъёме. Хотя поворот выполняет нормально.
Для таких грузов как брёвна и брус этот кран не подойдёт, так как его устойчивость в значительной мере зависит от центра тяжести, а этот центр у бревна поймать трудновато.
А какой максимальный вес этим краном можно поднять?
Благодарность от души гораздо ощутимее улучшает жизнь, чем деньги.
Вообще, чем больше денег, тем больше желаний, и тем больше проблем, и конца этому нет. Для кого-то это и есть жизнь, но мне такой расклад не нравится.
Сергей,
замечательная работа, я рад за Вас, что Вы позволили себе, это большой труд, опубликовав на сайте вашу конструкцию и при этом без умысла на денежное вознаграждение от читателя.Редкость и тем она выражает русскую чистоту души.Как у нас говорят «Наш человек, с таким можно дружить».
Удачи вам и творческих успехов.