Народные приметы придуманы не нами. Их нельзя приспосабливать, фальсифицировать и совершенствовать.
Народные приметы, предсказания урожайных и неурожайных лет,переходя из поколение в поколения, свидетельствуют об огромном желании людей предвидеть те или иные события, явления с обязательной практической пользой.
С давних времён люди пытались уловить взаимосвязь между погодными явлениями. Уже давно замечено, что всякое фенологическое событие в природе регулярно повторяется и такие наблюдения складывались веками.
Так родился месяцеслов — народный календарь зимы и лета, осени и весны. Стоит ли придавать ему значение теперь, когда действует оснащённая самой современной техникой служба погоды?
По разному можно относится сейчас к народным приметам. Одни люди безоговорочно принимают их на веру, другие полностью отвергают. как всегда истина лежит где-то посередине.
Многие фенологические примеры имеют местное значение, но некоторые дни месяцеслова довольно точно указывают на средние сроки наступления тех или иных природных явлений.
Народный устный календарь погоды — это старинное хозяйственное руководство. Приметы органически вплетаются в календарную сетку, определяя сроки пахоты, сева и уборки, увязывая их с развитием живой природы.
Здесь можно проследить тонкие и верные с научной точки зрения климатические характеристики времён и дней года.
Те приметы, которые связаны с известным днём, обычно праздником или известным периодом (крещенские морозы и т.п.) заслуживают полного доверия.
Например, для апреля: 1-го числа — «Марья запечи снега — заиграй овражки», 5-го числа — «ПРишёл Федул — тепляк надул», 12-го числа — «Василия Парийского — весна землю парит», 15-го числа — «На святого Пуда доставай пчёл из-под спуда» и т.д.
Такие приметы практичны и служат народным выражением понятия о климате данной местности. Этими приметами можно пользоваться так же, как мы пользуемся нормальными среднеклиматическими величинами.
Они не могут указывать точного времени наступления холода, тепла, дождей и т.д., но, как и научные климатические данные, рисуют среднюю картину периодического годового хода изменений погоды.
Точно так же следует отнестись с полным вниманием и доверием к большинству примет, связывающих какое либо явление в атмосфере, почве или в растительной и животной жизни с погодой ближайшего времени.
Что же касается различного рода примет, которые связывают какой либо праздник с наступлением известной погоды через продолжительный промежуток времени, к сожалению, все оказались при точной проверке совершенно не состоятельными.
К такого рода приметам относятся например 5-и месячный период, через который будто-бы некоторые явления тесно связаны друг с другом.
Существует множество народных примет этого рода, которые в самом выражении своём показывают, что здесь большую роль играют внешнее сходство, созвучие слов и т.п.
Многие крестьянские приметы не только поэтичны, но мудры и проницательны, а так же неразрывно связаны с церковными святцами.
Связь эта возникла потому, что святцы с их именами святых и перечнем церковных праздников давали в старину наиболее удобную основу для запоминания дат.
Календарь, как численник, был неудобен для этого уже потому, что числа в нём обезличенны и повторяются каждый месяц.
Святцы послужили канвой, на которую сметливые люди наносили узоры накопленных знаний, украшая и обогащая живую речь.
Народная сельскохозяйственная мудрость запечатлена в обширной этнографической литературе, как старого, так и нового времени.Особенно разнообразно она представлена в словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».
Год на год не приходится. Все мы это знаем. Зима и лето, весна и осень — у всякого сезона свои загадки, свои беды и свои радости, урожаи и неурожаи. Как встречать их? Как готовиться?
Перед вами сборник многолетних примет — хотите верьте, хотите проверьте.